- Пенсионная система в Белоруссии в 2020 году
- Общая информация
- Индексация пенсий
- Пенсионный возраст в Беларуси
- Виды пенсий
- Условия назначения пенсии в Белоруссии
- Как формируется ФСЗН
- Минимальные гарантии
- Трудовая пенсия
- Социальная пенсия
- Средний размер пенсии в Белоруссии
- Трудовой пенсии
- Социальной пенсии
- Накопительная система: что нужно учесть
- Военные пенсии в Белоруссии
- К сведению. как правильно определить пенсионный возраст
- Таблица 1 для расчета даты выхода на пенсию при достижении общеустановленного пенсионного возраста согласно Указу
- Таблица 2 — для расчета даты выхода на пенсию по Списку № 1
- Таблица 3 — для расчета даты выхода на пенсию по Списку № 2
- Пенсионный возраст в Белоруссии. Поэтапное повышение пенсионного возраста в Республике Беларусь
- Демографический прорыв
- Доходы и расходы
- Общемировая тенденция
- Указ президента
- Цель реформы
- Ход реформы
- Последствия пенсионной реформы
- Мвф считает…
- Что дальше?
Пенсионная система в Белоруссии в 2020 году
Система пенсионного обеспечения в Беларуси действует на распределительной основе. Принцип ее действия – взносы работающих уходят на выплату пенсий. Республика Беларусь выплачивает пенсии своим гражданам и иностранным подданным, постоянно живущим здесь. Распространяется оно и на граждан Беларуси, проживающих в странах, с которыми у РБ заключены международные договоры.
Общая информация
Пенсия выплачивается гражданину при соблюдении им определённых условий:
- Социальную пенсию получают граждане, неспособные заниматься трудовой деятельностью. Это инвалиды, ставшие таковыми ещё в детском возрасте, дети-инвалиды и семьи, потерявшие кормильца.
- Трудовая. Для её начисления требуется иметь трудовой стаж и в течение всех лет работы отчислять в пенсионный фонд государства определённый законодательством процент от своих доходов.
Индексация пенсий
Важным моментом является ежегодная индексация всех видов пенсий, производимая правительством Республики Беларусь. Эта мера позволяет не откинуть за черту бедности население страны. Таким образом, белорусская пенсия защищается от инфляции.
Участие в программе не является обязательным. Каждый вправе решить, подключиться к ней или нет.
Дополнительные средства накапливаются в фондах страховых компаний, на выбор плательщика. Сами же отчисления по его заявлению делает работодатель из заработной платы работника.
Пенсионный возраст в Беларуси
Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет.
Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.
Виды пенсий
В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:
- Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
- Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
- Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
- Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
- Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.
Условия назначения пенсии в Белоруссии
Для того, чтобы назначить пенсионные выплаты, работники Пенсионного Фонда должны досконально проверить полный пакет документов, которые были предоставлены им либо по занятости, либо по социальной защите, либо по труду.
Список документов, которые предназначаются для оформления пенсии:
- паспорт;
- справка о доходах;
- оригинал и копия трудовой книжки;
- заявление.
Все документы, предоставленные работникам Пенсионного Фонда, должны быть подлинными. После рассмотрения, они будут переданы обратно владельцу.
Как формируется ФСЗН
Механизм следующий: ежемесячно в Фонд соцзащиты населения отчисляется за каждого работающего гражданина налог с заработной платы:
- 34% от работодателя;
- 1% от работника.
Эти средства направляются на обеспечение пенсионных выплат и различных пособий. Работает распределительная система – никаких накоплений пенсионных взносов, все идет на выплаты нынешним гражданам пенсионного возраста.
Минимальные гарантии
Законодательство Беларуси регламентирует размер пенсий и доплат к ним, а также порядок начисления выплат.
Трудовая пенсия
Она рассчитывается из заработанных средств за последние 24 года подряд, не превышая реального стажа трудовой деятельности.
Минимальный размер для нее установлен:
- по возрасту – 25% наибольшей величины прожиточного минимума, утвержденного за два последних квартала;
- по случаю потери кормильца – 100%, детям-сиротам – 200%;
- по инвалидности: I и II групп – 100%, по III группе – 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100% минимального размера пенсии по возрасту;
- пенсии за выслугу лет – 100%.
Тем, у кого трудовые пенсии оказались минимальными, государство доплачивает 20% среднего заработка в РБ.
Социальная пенсия
Это вид пособий, исчисленный из максимального размера прожиточного минимума за 2 последних квартала в размерах:
- 110% – инвалидам I группы, включая инвалидов с детства;
- 95% – инвалидам с детства II группы;
- 85% – инвалидам II группы (исключая инвалидов с детства), детям по потере кормильца на каждого ребенка;
- 75% – инвалидам III группы, включая инвалидов с детства;
- 50% – мужчинам с 65, женщинам – с 60 лет;
- 80% – детям-инвалидам I степени утраты здоровья, 85% – II степени, 95% – III степени, 110% -– IVстепени.
Средний размер пенсии в Белоруссии
Средняя сума пенсионного пособия в государстве — 340 белорусских рублей (10819 рублей).
Трудовой пенсии
Средняя пенсия в Белоруссии в 2019 году составляла 394 белорусских рубля (12528 рублей). В 2020 году прогнозируется средний размер трудовой пенсии 411 белорусских рублей (13100 рублей).
Социальной пенсии
Размер социального пенсионного пособия в республике составляет от 5552 до 6913 рублей.
Накопительная система: что нужно учесть
Чтобы обеспечить себя в старости, нужно задуматься о накоплениях заранее. Для накопительного счета в банке необходимо производить регулярные взносы.
Как вариант, можно приобрести облигации. Это доходный, но рискованный способ для накопления средств. Необходимо использовать ценные бумаги от надежных и проверенных компаний.
Для накоплений подойдет и такой способ, как инвестирование. Можно вложить деньги в недвижимость и открыть инвестиционный счет, с которого отправлять денежные средства.
Военные пенсии в Белоруссии
В 2020 году военные пенсионеры получают пенсию в соответствии с изменениями, имевшим место в сентябре 2017 года. Было произведено повышение пенсий для всех категорий населения Беларуси.
Пенсии военнослужащих были увеличены сопоставимо увеличению, коснувшемуся всех пенсионных выплат. Согласно решению, принятому Президентом страны, с 1 сентября начнётся постепенное повышение пенсионных выплат военным.
Пересчёт будет произведён в 4 шага:
- 09.17 — 01.12.17 коэффициент — 0,83;
Источник: https://1migration.ru/belarus/razmer-pensij-v-strane.html
К сведению. как правильно определить пенсионный возраст
В целях совершенствования пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях Указом Президента Республики Беларусь 11 апреля 2016 г. № 137 установлено, что начиная с 1 января 2017 г.:
общеустановленный пенсионный возраст (статья 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет;
возраст, дающий право на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет, назначаемую до достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с законодательными актами, на пенсию за выслугу лет по Закону Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь», а также на ежемесячное денежное содержание по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих», повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Продолжительность страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии по возрасту или назначения пенсии за выслугу лет зависит от года выхода на пенсию, Так, гражданину который планирует обращение за пенсией по возрасту в 2017 году, для возникновения права на эту пенсию потребуется документально подтвердить не менее 16 лет страхового стажа.
Таблица 1 для расчета даты выхода на пенсию при достижении общеустановленного пенсионного возраста согласно Указу
год | пол | пенсионный возраст | дата рождения | право на пенсию возникает | страховой стаж, требуемый для назначения пенсии | за сколько лет работы перед назначением пенсии исчисляется заработок |
2017 | м | 60,5 | 1 половина 1957 | 2 половина 2017 | 16 | 23 |
ж | 55,5 | 1 половина 1962 | ||||
2018 | м | 61 | 2 половина 1957 | 2 половина 2018 | 16,5 | 24 |
ж | 56 | 2 половина 1962 | ||||
2019 | м | 61,5 | 1 половина 1958 | 2 половина 2019 | 17 | 25 |
ж | 56,5 | 1 половина 1963 | ||||
2020 | м | 62 | 2 половина 1958 | 2 половина 2020 | 17,5 | 26 |
ж | 57 | 2 половина 1963 | ||||
2021 | м | 62,5 | 1 половина 1959 | 2 половина 2021 | 18 | 27 |
ж | 57,5 | 1 половина 1964 | ||||
2022 | м | 63 | 2 половина 1959 | 2 половина 2022 | 18,5 | 28 |
ж | 58 | 2 половина 1964 | ||||
2023 | м | 63 | 1960 | 2023 | 19 | 29 |
ж | 58 | 1965 | ||||
2024 | м | 63 | 1961 | 2024 | 19,5 | 30 |
ж | 58 | 1966 | ||||
2025 | м | 63 | 1962 | 2025 | 20 | 31 |
ж | 58 | 1967 |
Таблица 2 — для расчета даты выхода на пенсию по Списку № 1
год | пол | возраст выхода на пенсию для Сп 1 | дата рождения | право на пенсию по Сп 1 возникает |
2017 | м | 50,5 | 1 половина 1967 | 2 половина 2017 |
ж | 45,5 | 1 половина 1972 | ||
2018 | м | 51 | 2 половина 1967 | 2 половина 2018 |
ж | 46 | 2 половина 1972 | ||
2019 | м | 51,5 | 1 половина 1968 | 2 половина 2019 |
ж | 46,5 | 1 половина 1973 | ||
2020 | м | 52 | 2 половина 1968 | 2 половина 2020 |
ж | 47 | 2 половина 1973 | ||
2021 | м | 52,5 | 1 половина 1969 | 2 половина 2021 |
ж | 47,5 | 1 половина 1974 | ||
2022 | м | 53 | 2 половина 1969 | 2 половина 2022 |
ж | 48 | 2 половина 1974 | ||
2023 | м | 53 | 1970 | 2023 |
ж | 48 | 1975 | ||
2024 | м | 53 | 1971 | 2024 |
ж | 48 | 1976 | ||
2025 | м | 53 | 1972 | 2025 |
ж | 48 | 1977 |
Таблица 3 — для расчета даты выхода на пенсию по Списку № 2
год | пол | возраст выхода на пенсию для Сп 2 | дата рождения | право на пенсию по Сп 2 возникает |
2017 | м | 55,5 | 1 половина 1962 | 2 половина 2017 |
ж | 50,5 | 1 половина 1967 | ||
2018 | м | 56 | 2 половина 1962 | 2 половина 2018 |
ж | 51 | 2 половина 1967 | ||
2019 | м | 56,5 | 1 половина 1963 | 2 половина 2019 |
ж | 51,5 | 1 половина 1968 | ||
2020 | м | 57 | 2 половина 1963 | 2 половина 2020 |
ж | 52 | 2 половина 1968 | ||
2021 | м | 57,5 | 1 половина 1964 | 2 половина 2021 |
ж | 52,5 | 1 половина 1969 | ||
2022 | м | 58 | 2 половина 1964 | 2 половина 2022 |
ж | 53 | 2 половина 1969 | ||
2023 | м | 58 | 1965 | 2023 |
ж | 53 | 1970 | ||
2024 | м | 58 | 1966 | 2024 |
ж | 53 | 1971 | ||
2025 | м | 58 | 1967 | 2025 |
ж | 53 | 1972 |
Управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома
Источник: https://www.tribunapracy.by/2016/12/k-svedeniyu-kak-pravilno-opredelit-pensionnyj-vozrast/
Пенсионный возраст в Белоруссии. Поэтапное повышение пенсионного возраста в Республике Беларусь
Уровень рождаемости падает, а средний возраст пожилых людей растет – это среднемировая тенденция. Общее количество рабочих рук сокращается, численность же пенсионеров неуклонно растет.
Конечно, можно порадоваться росту продолжительности жизни, ведь это показатель ее высокого уровня, но соотношение людей трудового возраста и пенсионеров создает высокую социальную и пенсионную нагрузку на общество и ухудшает положение в экономике, обостряет отношения в социальной сфере.
Большинству стран приходится решать эту проблему несколькими способами, в том числе увеличением срока выхода на пенсию по возрасту. Такие же реформы были провозглашены в последние годы в Республике Беларусь. Пенсионный возраст в Белоруссии повышается поэтапно.
Демографический прорыв
Как и большинство стран, некогда являвшихся частью СССР, Беларусь находится в сложном демографическом положении. Еще во второй половине двадцатого века темпы рождаемости сначала стали замедляться, а затем и вовсе значительно снизились. Развал СССР только ухудшил положение.
И усилия нового государства в лице Министерства труда Республики Беларусь особой роли не сыграли. Рождаемость падала и падает до сих пор, что приводит к уменьшению числа работающего населения.
Несмотря на определенные успехи, ситуация ухудшается, число умерших по-прежнему выше уровня рождаемости.
Пенсионный возраст в Белоруссии на начало 2017 г. равнялся 60,5 годам для мужчин и 55,5 – для женщин. Из населения немногим менее десяти млн человек пенсионеры составляли четверть. А соотношение работающих и пожилых людей было еще хуже.
По информации Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходится 61 пенсионер.
Министерство труда РБ и статистика утверждают, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе общества вырастет как в абсолютном, так и в относительном числе.
Соотношение между количеством лиц трудоспособного возраста и пенсионеров становится все хуже. Работающих все меньше, пенсионеров все больше. Такова новая реальность, и под нее вынуждены подстраиваться и государство, и население.
Законодательство Республики Беларусь – наследие советской эпохи – явно не соответствует современному периоду. Количество пожилых людей сегодня стойко увеличивается, а объем денег, которые государство может выделить на поддержку таких слоев населения – уменьшается.
Правительство страны откровенно соглашалось с тем, что проводимые пенсионные преобразования – действия вынужденные. Вызвано это тем, что средств на содержание пенсионеров катастрофически не хватает.
В последние годы число пенсионеров постоянно растет, приходится все интенсивнее черпать финансы из пенсионных фондов.
Правительство предупредило, что, оставляя прежнюю систему трудовой пенсии в Белоруссии в ближайшее время, придется наращивать платы в пенсионные организации людей трудоспособного возраста и/или сократить объем самих пенсий. Через полтора десятка лет расходы на пенсии поднялись бы где-то на одну пятую часть.
В какой-то мере позиция государства была правильной. К тому же нельзя не учитывать куда лучшие условия жизни (чем, например, в пятидесятых) и достижения современной медицины.
Если в середине двадцатого века состояние граждан к выходу на пенсию было слабым, а смертность – высокой, то к настоящему времени положение значительно изменилось.
Пенсионный возраст в Белоруссии остался прежним, а количество пожилых людей, доживающих до преклонного возраста в 70 или 80 лет, увеличилось.
Доходы и расходы
Давление на государство со стороны пенсионных структур постоянно увеличивается. По официальным данным, на начало 2017 г. пенсионные тяготы в стране достигают примерно 9% ВВП. В Беларуси проживает 2619,3 тыс. пенсионеров, из них свыше полмиллиона, как и ранее, трудятся.
Между тем с конца зимы текущего года увеличился объем прожиточного минимума, в связи с чем выросли и расходы на выдачу минимальных трудовых и социальных пенсий. Такая ситуация сохраняться дальше не могла. Чтобы сократить финансовое давление на пенсионную структуру, нужно постепенно увеличивать пенсионный возраст.
Общемировая тенденция
В свое время Министерство труда РБ выразило мысль, что многие страны с начала двадцать первого века в целях сокращения пенсионного давления на экономику постоянно повышают количество лет для выхода на пенсию. Между тем, в Беларуси рост пенсионного возраста в 2017 г. произойдет впервые со времени образования страны и даст возможность подойти к среднемировому уровню.
В подавляющем числе государств в наше время возраст выхода на пенсию составляет 60-65 лет, причем нередко он общий и для мужчин, и для женщин. В Беларуси же мужчины имеют право выйти на заслуженный отдых на пять лет позже, чем женщины, тогда как мужчины, по статистике, живут меньше. Повышение возраста выхода на пенсию в Белоруссии будет происходить для обоих полов.
Европейские страны и Соединенные Штаты Америки к 2060 году планируют повысить пенсионный возраст до 70 лет, а Германия собирается провести соответствующие реформы в ближайшее время.
Сегодня самый высокий пенсионный возраст в Финляндии (62-68 лет как для мужчин, так и для женщин), Швеции (61-67 лет на сегодняшний момент, но премьер-министр активно выступает за повышение пенсионного возраста до 75 лет), Польше (65-67 лет), Исландии (67 лет), Дании (65-67), Израиле (67 лет), Германии (65-67).
Указ президента
На основании указа Президента Республики Беларусь, на протяжении следующих шести лет (с 2017 по 2022 гг.) будут проходить крупные преобразования в пенсионной сфере.
Ежегодно, начиная с января 2017 года, возраст выхода на пенсию будет возрастать на полгода. К началу 2022 года пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 – для мужчин.
Кроме того, ежегодно на полгода станет увеличиваться минимальный стаж, необходимый для выхода на пенсию по возрасту (в совокупности он увеличится тоже на пять лет).
Цель реформы
Вышеупомянутый указ запустил механизм пенсионной реформы, который даст возможность оставить траты на пенсии на уровне текущего года хотя бы в течение последующих 5-8 лет. Законодательство Республики Беларусь будет перестроено таким образом, чтобы оно соответствовало новым реалиям и способствовало развитию социальной сферы, а также снижению нагрузки на экономику.
Ход реформы
Итак, возраст выхода на пенсию будет увеличиваться поэтапно. Каждые полгода пенсионный возраст будет возрастать на те же полгода. Ранее правительство предлагало и другой вариант: увеличение пенсионного возраста на год ежегодно. В конце концов выбрали вариант с постепенным увеличением возраста.
В Министерстве труда и социальной защиты поясняют, что ввиду последних реформ мужчины, появившиеся на свет в первой половине 1957 г., а женщины – в первой половине 1962 г., первыми испытают преобразования пенсионной системы.
По прежним законам они могли уйти на пенсию в 60 и 55 лет соответственно, т. е. в первые месяцы 2017 г.
Но поскольку пенсионный возраст в Белоруссии с 2017 года возрастает на полгода, жители страны, чьи даты рождения оказались в указанных хронологических рамках, должны будут трудиться еще 6 месяцев и получат пенсию уже во второй половине 2017 г.
Последствия пенсионной реформы
Реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию, прямо коснется в ближайшее время примерно 100 тыс. жителей Беларуси, половина из которых окажутся на пенсии позже на полгода, половина – на год. В соответствии с указом Президента Беларуси, в следующие шесть лет на три года увеличится и возраст, при достижении которого есть возможность получить трудовые пенсии.
Мвф считает…
Между тем Международный валютный фонд – одна из крупнейших финансовых организаций – предлагает повышать пенсионный возраст в Белоруссии и после окончания реформы в 2022 г.
В недавнем сообщении организации, которое было передано две недели назад, отмечается, что Беларусии сначала нужно произвести мягкое увеличение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 65 лет.
После нужно привязать пенсионный возраст к средней продолжительности жизни.
Вообще заявления, сделанные МВФ, указывают на то, что вероятность подобного варианта развития событий весьма большая. В МВФ говорят о том, что соотношение пенсионеров к трудоспособным жителям будет расти и к середине века достигнет того, что две трети населения будут составлять пожилые граждане.
Рост числа пенсионеров приведет к тому, отмечают специалисты МВФ, что суммы выплат пенсий в Беларуси увеличатся к середине века практически вдвое. Вследствие этого дефицит бюджета вырастет примерно в три раза, экономика будет негативно реагировать на такое положение дел.
Что дальше?
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь также предсказывает увеличение пенсионных расходов в государстве из-за постоянного старения основной части населения, роста числа пенсионеров.
Так, по словам специалистов Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра, если в 2013 выделение средств в пенсионный фонд достигло примерно 9% ВВП Беларуси, то к середине века это уже будет 20% ВВП.
Следовательно, если в пенсионной системе и в дальнейшем ничего не менять и возраст выхода на пенсию не увеличивать, считая проведенные реформы достаточными, недостаток средств ПФ Беларуси, вследствие старения большей части людей, станет гарантирован.
Эта проблема, в большей или меньшей степени, касается и других стран, поэтому подобные преобразования затронут и их. Повышение пенсионного возраста в Белоруссии – это только один из шагов. Подобная реформа уже стартовала в России и на Украине, на очереди и другие постсоветские страны, и Европа.
Источник: https://FB.ru/article/338451/pensionnyiy-vozrast-v-belorussii-poetapnoe-povyishenie-pensionnogo-vozrasta-v-respublike-belarus