- Административное правонарушение – состав и виды
- Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ
- Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект
- Событие административного правонарушения —это что?
- Место совершения административного правонарушения
- Отличие административного правонарушения от преступления: примеры
- Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав
- Состав административного правонарушения
- Объект
- Объективная сторона
- Субъект
- Субъективная сторона
- Виды административных правонарушений
- Признаки административных правонарушений
- Группы административных правонарушений
- Понятие административного правонарушения
- Признаки правонарушения
- Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус
- Виды административных правонарушений
- Ответственность за административные правонарушения
Административное правонарушение – состав и виды
Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Административным правонарушением является деяние, имеющее следующую совокупность характеристик:
– Противоправность. Предполагается, что посредством совершения деяния были нарушены какие-либо нормы, установленные законом.
– Виновность. Считается, что действие или бездействие реализовано при наличии вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Таким образом, виновное деяние осуществляется либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 2.2 закона № 195-ФЗ).
– Наказуемость. Предполагается, что административное правонарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную положениями закона № 195-ФЗ или нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Ответственность гражданина за административное правонарушение наступает по достижении им 16 лет.
Если административное правонарушение было совершено лицом старше 16, но младше 18 лет, оно может избежать административной ответственности при применении по отношении к нему положений законодательства о правах несовершеннолетних (ст. 2.
3 закона № 195-ФЗ). По итогам изучения материалов об административном правонарушении оформляется постановление о назначении наказания или о прекращении процесса.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
С учетом сроков решения по делам об административных правонарушениях можно обжаловать.
Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ
Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:
- посягающие на права граждан;
- посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
- в сфере охраны собственности;
- в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
- в промышленной, строительной и энергетической сферах;
- в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
- в сфере использования транспорта;
- в области безопасности дорожного движения;
- в сфере связи и информационных технологий;
- в области предпринимательства и деятельности СРО;
- в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
- нарушение таможенных правил;
- посягающие на институты госвласти;
- в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
- против порядка управления;
- посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества.
Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект
Состав административного правонарушения — это регламентированный законодательными актами комплекс свойств, при обнаружении которых деяние квалифицируется как административное правонарушение. Наличие всех элементов состава представляет собой единственно возможное основание для применения ответственности за административное правонарушение.
Элементами состава правонарушения (т. е. установленными свойствами одного типа) являются:
- объект — комплекс отношений, установленных в обществе, нормы которого были нарушены в связи с совершением деяния;
- объективная сторона — характеристики деяния, отвечающие за внешнее выражение административного правонарушения;
- субъект — лицо (гражданин или организация), совершившее деяние;
- субъективная сторона — восприятие субъектом административного правонарушения итогов своих деяний (наказываются только виновные деяния, см. ст. 1.5 КоАП РФ, совершенные умышленно или по неосторожности).
Событие административного правонарушения —это что?
Согласно п. 1 ст. 24.5 закона № 195-ФЗ при отсутствии события административного правонарушения производство по материалам дела не начинается, а уже запущенный процесс разбирательства должен быть прекращен.
Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения неким лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность. Факт события должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, так же как и описание места его совершения (п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ).
В дальнейшем такой протокол может быть представлен как источник доказательств по делу об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 закона № 195-ФЗ).
Место совершения административного правонарушения
Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:
- где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
- для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
- в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5).
Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ).
Отличие административного правонарушения от преступления: примеры
Преступление — это, как и административное правонарушение, виновное и противоправное деяние.
В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества (административный проступок – вредный, но не опасный) и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.
Некоторые деяния могут походить на преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).
Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение(примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление.
***
Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.
Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано либо как административное правонарушение, либо как уголовное.
Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/administrativnye_pravonarusheniya/administrativnoe_pravonarushenie_sostav_i_vidy/
Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав
В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.
В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности – нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.
Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:
- Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)
Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.
Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.
Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.
Пример
Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.
Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.
Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние – результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.
Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.
Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.
Состав административного правонарушения
Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения:
Объект
Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.
Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой -либо конкретной главы КоАП РФ.
Примером родового объекта административного правонарушения может служить
- правонарушения в сфере реализации прав граждан;
- правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
- правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
- иные.
Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.
Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.
Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.
Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.
Опиши задание
Объективная сторона
Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.
Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.
Пример
Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.
Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.
Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое
Субъект
Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.
Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.
Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов являются должностные лица.
Субъективная сторона
Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.
Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.
При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.
Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/
Виды административных правонарушений
30 декабря 2001 года вступил в силу Кодекс РФ об Административных правонарушениях (КоАП РФ). Кодексом предусмотрено привлечение к ответственности, лиц, совершивших административное правонарушение.
Понятие административного правонарушения дано в ст.2.1 КоАП РФ. – им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В понятии имеется ряд признаков.
Признаки административных правонарушений
Для того, чтобы действие или бездействие были признаны административным правонарушением необходимо чтобы:
- была нарушена норма права закрепленная в Кодексе, которая запрещает совершение определенного действия или бездействия. Например: КоАП РФ ст.7.1 запрещает самовольный захват, без надлежаще оформленных документов, земельного участка, некий гражданин занял без таких документов участок, своими действиями он нарушил указанную норму права.
- лицо понимало (т.е. действовало умышленно) или должно было понимать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает норму права. В приведенном выше примере гражданин понимал, что у него отсутствуют документы на земельный участок, но сознательно занял его.К административным правонарушениям совершенным по неосторожности можно отнести нарушение правил пожарной безопасности, ст.20.4 КоАП РФ, когда ответственное лицо знает что несоблюдение правил противопожарной безопасности может привести к пожару, но по небрежности считает, что ничего не произойдет.
- для привлечения к ответственности гражданин должен достичь шестнадцати лет, если моложе то административная ответственность не наступает. Для некоторых видов административных правонарушений лицо должно занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, быть собственником, владельцем автотранспортных средств или земельного участка.Кроме того, к этому виду ответственности могут быть привлечены юридические лица.
Не подлежат привлечению к ответственности лица совершившие правонарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.
Крайней необходимостью являются действия, имеющие признаки административного правонарушения, но совершенные для устранения опасности причинения вреда этому или другим лицам, а также государству. Причиненный вред должен быть меньше чем предотвращенный.
Невменяемость, это когда человек не может осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у лица установлена невменяемость, то административная ответственность исключается.
Группы административных правонарушений
Административные правонарушения можно разделить на следующие группы:
- материальные – это правонарушения в результате которого наступает какое-либо вредное материальные последствие;
- формальные – это правонарушение в результате которого, не наступает какое-либо вредное материальные последствие;
- длящиеся – это правонарушения, которые длятся в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Пленум Верховного Суда РФ №5 от 24.02.2005г.;
- обычные – это правонарушения оканчиваются после прекращения какого-либо противоправного действия (бездействия)(например, мелкого хулиганства или невыполнения законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства);
- повторные – это однородные правонарушения, которые совершены одними тем же лицом, за которое оно уже подвергалось административному взысканию и КоАП предусмотрена более тяжкая ответственность за повторность.
Вас может заинтересовать ментальная карта “Призыв на военную службу”, где подробно рассказано кому могут дать отсрочку
Или узнайте ЗДЕСЬ, что делать если вы потеряли паспорт
Кодекс об административных правонарушениях разделяет нарушения на следующие виды перечисленные в Особенной части:
- Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
Это правонарушения связанные с избирательными правами граждан, подкуп избирателей, незаконное финансирование избирательной компании и т.д.;
- Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, такими правонарушениями являются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, незаконное занятие народной медициной и т.д.;
- Административные правонарушения в области охраны собственности.
Это правонарушения, посягающие на право собственности, самовольное занятие земельного участка, самовольная добыча янтаря и т.д.;
- Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, такими правонарушениями являются сокрытие или искажение экологической информации, порча земель и т.д.;
- Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, такими правонарушениями является нарушения строительных норм и правил, требований в энергетике и промышленности, нарушение обязательных требований в области строительства и применения материалов и т.д.;
- Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, такими правонарушениями являются, нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) и т.д.;
- Административные правонарушения на транспорте, такие как нарушение правил плавания, нарушение требование авиационной безопасности и т.д.;
- Административные правонарушения в области дорожного движения.
Это нарушения Правил дорожного движения;
- Административные правонарушения в области связи и информации, такие как нарушение правил охраны линий или сооружений связи.
Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств и т.д.;
- Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, такие как, незаконная организация проведения азартных игр, нарушение законодательства о рекламе и т.д.;
- Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, такие как, нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, нарушение сроков представления налоговой декларации и т.д.;
- Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), такие как, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, нарушение режима зоны таможенного контроля и т.д.;
- Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, такие как, невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи и т.д.;
- Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации ,такие как, нарушение пограничного режима в пограничной зоне, нарушение режима Государственной границы Российской Федерации и т.д.;
- Административные правонарушения против порядка управления, такие как, мелкое хулиганство, нарушение требований пожарной безопасности и т.д.;
- Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность такие как, самоуправство, воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.;
- Административные правонарушения в области воинского учета такие как, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т.д.
Источник: https://legalmap.ru/articles/ap/offence/vidy-administrativnykh-pravonarusheniy/
Понятие административного правонарушения
Кодекс РФ об Административных правонарушениях вступил в силу с 30.12.2001 года. Он предусматривает, что лица, совершившие административное правонарушение, должны быть привлечены к ответственности.
https://www.youtube.com/watch?v=TeCXA_4qFEw\u0026list=RDTeCXA_4qFEw\u0026start_radio=1
Определение 2
В рамках данного кодекса дано определение административному правонарушению. Согласно нему, под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие/бездействие физического и/или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность, в соответствии с административным законодательством федерального и регионального уровней.
Признаки правонарушения
Современные исследователи выделяют у правонарушения ряд характерных признаков:
- действие или бездействие, которое нарушает нормы современного права;
- поведение, которое ведет к нарушению норм законодательства;
- вина в совершении преступления или как еще его называют в юридической литературе виновное поведение;
- нанесение государству, обществу или его отдельным представителям вреда или, что тоже не редкость, угрозы его причинения непосредственно или опосредованно. Следует отметить, что не любое причинение вреда будет относится к противоправным действиям, например бывают обстоятельства отнесенные к ситуациям крайней необходимости или применение мер самообороны в допустимых рамках;
- противоправное действие будет считаться таковым, если совершается лицом, которое приобрело дееспособность;
- за любое правонарушение предусмотрена санкция, а какой она будет уже зависит от вида правонарушения, тяжести наступивших последствий и многих других критериев.
В рамках Особенной части вышеназванного кодекса административные правонарушения подразделяются на семнадцать видов:
- правонарушения, которые посягают на права граждан, закрепленные в рамках административного законодательства;
- нарушение норм права, которые ведут к посягательству на физическое, психическое и эмоциональное здоровье общества;
- нарушение прав, в рамках административного законодательства, которые относятся к охране прав собственности;
- правонарушения, которые связаны с вредом для окружающей среды;
- правонарушения, которые возникают в рамках административного законодательства, в области энергетики, промышленности, строительства и т.д.;
- нарушения норм законодательства в области сельского хозяйства;
- транспортные правонарушения;
- нарушения норм права в сфере правил дорожного движения;
- правонарушения, которые относятся к административной отрасли права, в сфере информации и связи;
- нарушения права в сфере предпринимательства;
- правонарушения, связанные с денежной наличностью, кассовыми операциями, правилами ведения банковских счетов;
- правонарушения, которые связанны с таможенными правилами;
- правонарушения, которые могут быть классифицированы как посягательство на институты государственной власти страны;
- нарушения правил пересечения границы страны, а так же режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на ее территории;
- правонарушения в сфере общественного порядка;
- нарушения норм права, связанных с порядком управления;
- правонарушения, которые относятся к сфере воинского учета.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_administrativnoe_pravo/vidy_administrativnyh_pravonarusheniy/
Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус
05 сентября 2018 44440 Сергей Алексеев
Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также о других вопросах в области административных правонарушений рассказано в этой статье.
Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое.
Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность.
От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве.
Однако, некоторые деяния могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.
Признаки административных правонарушений:
- действие или бездействие физического или юридического лица;
- виновность — деяние может быть признано административным правонарушением только если оно совершено умышленно или по неосторожности;
- противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
- наказуемость деяния — наступление административной ответственности.
Виды административных правонарушений
Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия:
- объект посягательства — собственность, общественный порядок, нравственность и т.д;
- направленность деяния на отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).
На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:
- административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
- нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
- нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
- принуждение к отказу или к участию в забастовках;
- нарушение законодательства о труде и об охране труда;
- неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
- увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
- нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
- Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
- сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
- незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
- оборот либо хранение, равно как и употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
- Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
- самовольная добыча янтаря;
- самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда;
- нарушение правил пользования жилыми помещениями;
- пользование без разрешения водными объектами;
- уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
- Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
- порча земель;
- нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
- искажение экологической информации;
- незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных.
- Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
- нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
- повреждение электрических сетей;
- непроизводительное расходование энергетических ресурсов и т.д.
- Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
- нарушение правил карантина животных;
- непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
- Административные правонарушения на транспорте, например:
- действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
- нарушение правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
- безбилетный проезд.
- Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
- управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
- управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
- нарушение ПДД водителями или пешеходами;
- невыполнение требований об остановке транспортного средства.
- Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
- самовольное строительство, установка или проектирование радиоэлектронных высокочастотных устройств;
- незаконная деятельность в сфере защиты информации;
- нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
- Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
- выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
- нарушение порядка ценообразования;
- ограничение свободы торговли;
- обман потребителей;
- фиктивное банкротство;
- нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю.
- Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
- нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
- нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
- незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
- Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
- незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
- недекларирование товаров и транспортных средств;
- нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ.
- Административные правонарушения, посягающие на институты гос. власти, например:
- незаконное ношение государственных наград;
- невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
- невыполнение законных требований прокурора и другое.
- Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
- нарушение иммиграционных правил;
- реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
- незаконный провоз лиц через границу РФ;
- нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и т.д.
- Административные правонарушения против порядка управления, например:
- неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
- неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
- умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
- подделка документов, печатей и бланков, их использование.
- Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
- мелкое хулиганство;
- нарушение сроков регистрации оружия, в том числе сроков постановки его на учет;
- нарушение требований режима чрезвычайного положения;
- незаконная деятельность в сфере частного сыска;
- распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
- Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
- уклонение от медицинского обследования;
- неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
- порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
- несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете.
Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.
Ответственность за административные правонарушения
Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются:
- штраф — денежное взыскание в пользу государства;
- предупреждение — выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
- лишение специального права — лишение лица специального права, ранее предоставленного ему на законных основаниях, например, управлять транспортным средством;
- приостановление деятельности организации — временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
- конфискация — принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
- дисквалификация — лишение права занимать должности в органах организаций.
- обязательные работы — выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
- арест — содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае.
Сергей Алексеев, Автор
https://www.youtube.com/watch?v=O0c7UPhKFtU\u0026list=RDTeCXA_4qFEw\u0026start_radio=1
В 2012 году окончил СЮА с квалификацией магистра. Уже несколько лет пишет тексты для Pravovedus.ru.
Другие статьи этого автора
Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/administrativnoe-pravonarushenie/